Современная скульптура Казахстана, мемориальный зал А. Кастеева, казахское народное прикладное искусство, изобразительное искусство Казахстана, русское искусство, западно-европейское искусство, искусство советского периода, искусство Востока. Три зала представлены для временных выставок.

Музей расположен в г. Алматы по адресу мкр. Коктем-3, д. 22/1 и открыт для посетителей с 10.00 до 18.00, кроме понедельника.



Абылхан Кастеев является одним из первых национальных художников, который воплощает яркое явление в истории изобразительного искусства Казахстана.

Творчество Кастеева многогранно. Он писал портреты Чокана Валиханова, Абая Кунанбаева, Жамбыла Жабаева, Амангельды Иманова. Работы Кастеева выставлены в отдельном зале музея.

Про некоторые из них, мы расскажем в следующих публикациях!



Картина, создана по личным воспоминаниям художника. В 1927 году в Казахстане развернулось строительство важнейшего объекта того времени – железнодорожной магистрали Турксиб, в котором Кастеев принимал непосредственное участие.

Простодушный энтузиазм и воодушевление людей – главное содержание композиции. Эта картина, передает специфику национального характера казахского народа – его интерес к новому, умение по-хорошему удивляться и устраивать праздники из рядовых, казалось бы, событий. По точности художественного исследования и особой авторской интонации это произведение является одним из лучших в творчестве художника.

Художник создал множество индустриальных пейзажей и изображал машины, механизмы как живые. Он словно одушевлял технику, подчеркивая ее превосходство над слабым маленьким человеком и дикой природой.
На первом плане данной картины буровые установки и машинная техника, вывозящая добытый в карьере камень. Даже в изображении стройки, в обыденных рабочих моментах художник видит особую красоту.


 

Художник стремился отобразить значимость, мощь и монументальность мудрого военачальника, управляющего войском в 50 000 воинов. Созданная почти через двадцать лет после знаменитого портрета Амангельды, батальная композиция «Сарбазы Амангельды» - своеобразный памятник герою, увековечивающий его образ и деятельность в истории.



«Капчагайская ГЭС» - одна из последних живописных работ художника, где автор обращается к теме промышленного пейзажа.
Первый план детально и четко показан сверху: река, перекрытая плотиной, красноватые, лиловые склоны и голубая вода, на холмах современные строения. Данная работа, написанная Кастеевым за год до смерти, является своеобразным гимном радости и торжества жизни.
 



Работа "Долина Таласа" - это полотно горизонтально вытянутого формата, что позволяет художнику наиболее выразительно передать безбрежность степных просторов, бескрайние дали.

В данном произведении мастер использует свой излюбленный прием – высокая точка зрения, при которой так стремительно расширяется, буквально раздвигается пространство. Мягкий колорит задает основной эмоциональный тон в общем звучании образа. Присутствие людей в картине лишь только некое дополнение, позволяющее ощутить реальность бытия природы.

 



Искусство 1950-х годов узнаваемо по своеобразным жанровым произведениям, в которых реалистическое отображение окружающей действительности сочетается с яркой передачей ее на холсте.


В работе заслуженного деятеля искусств Казахстана Камиля Шаяхметова, действие разворачивается в пространстве степи, которое кажется, невозможно охватить взглядом. Группа женщин занимает первый план картины. Молодая женщина, выдвинутая чуть вперед, с счастливым выражением лица, подкидывает ребенка на руках. Две другие с умилением наблюдают эту сцену, выказывая всяческое душевное расположение. У старшей в белоснежном кимешеке в руках рукоделие, она вьет шерстяную нить. Привычный с детства образ бабушки, которая никогда не расставалась с веретеном. Еще одна занята дойкой кобылицы. Фигура сидящего, за спинами женщин мальчика, с арбузом в обеих руках, дополняет идиллическую картину народной жизни.